Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Согласно ежегодному отчету Россия с большим отрывом лидирует по сумме выплаты справедливых компенсаций (28 547 005 евро)
Также, согласно данным отчета, РФ лидирует по числу повторяющихся дел, рассмотренных в Страсбургском суде и переданных на контроль Комитета Совета Европы (222 дела). Количество важных незаконченных судебных споров из России на конец прошлого года составило 219 дел (Турция –155, Украина – 119). При этом общий показатель незаконченных повторяющихся судебных производств по делам из РФ составил 1444 единицы (для сравнения: Турция – 534 дела, Украина – 472).
Россия также занимает первое место и по сумме выплаты справедливых компенсаций (28 547 005 евро), на втором месте находится Италия (16 964 113), на третьем – Венгрия (5 391 826). При этом российское государство находится на втором месте после Турции по количеству важнейших судебных решений, принятых ЕСПЧ (подробнее здесь )
Полный годовой отчет за 2019 год в переводе на русский читайте здесь.
Полный годовой отчет за 2019 год  в оригинале читайте здесь.
Статистика
А. Обзор
А. 1. Новые дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

А. 2. Незавершенные дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

А. 3. Завершенные дела
Обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

А. 4. Интерлакенский процесс: сосредоточение внимания на новых и завершенных ведущих делах
На приведенном ниже графике представлено общее число ведущих дел, полученных в течение каждого периода, и число этих дел, закрытых в течение того же периода.

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

B. Новые дела
B. 1. Ведущие и повторяющийся дела
Для случаев, ожидающих классификации под усиленным или стандартным надзором (см.В.), их квалификация в качестве ведущих или повторяющихся случаев еще не является окончательной.

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

В. 2. Усиленный и стандартный надзор
Новые ведущие дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Общее количество новых случаев (включая повторяющиеся)

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

B. 3. Новые дела – страновой обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

С. Незавершенные дела
Незавершенные дела-это те, в которых процесс исполнения продолжается. Как следствие, незавершенные дела находятся на различных стадиях исполнения и не должны пониматься как неисполненные дела. В подавляющем большинстве этих случаев было обеспечено индивидуальное возмещение ущерба, и дела по-прежнему находятся на рассмотрении, главным образом в ожидании осуществления общих мер, некоторые из которых являются весьма сложными и требуют значительного времени. Во многих ситуациях программы сотрудничества или страновые планы действий обеспечивают или уже оказывали поддержку начатым процессам исполнения.
С. 1. Ведущие и повторяющийся дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

С. 2. Усиленный и стандартный надзор
Ведущие дела находящиеся на рассмотрении

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Общее количество незавершенных дел (включая повторяющиеся)

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

С. 3. Незавершенные дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

D. Завершенные дела
D. 1. Ведущие и повторяющийся дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

D. 2. Усиленный и стандартный надзор
Завершенные ведущие дела

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Общее количество завершенных дел

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

С. 4. Незавершенные  дела – страновой обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

E. Процесс надзора
Е. 1. Планы действий / отчеты о действиях
 В 2011 году была введена общая практика сбора соответствующей информации об исполнении в планах действий, которые должны быть представлены в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, а также в отчетах о действиях, как только исполнение будет признано государством-ответчиком завершенным. Ранее информация передавалась в самых разных формах, без каких-либо конкретных сроков.

 

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Е. 2. Выступления Комитета министров
Экзамены в ходе очередных заседаний КМ без принятия какого-либо решения в эти таблицы не включаются.

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Выступления Комитета министров делятся следующим образом:

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Е. 3. Передача ведущих дел/групп дел
Переход к усиленному надзору
В 2019 году пять ведущих дел/групп дел, касающихся трех государств (Польши, Румынии и Турции), были переведены из стандартного режима в режим усиленного надзора. В 2018 году были переданы четыре ведущих дела/группы дел, касающихся трех государств (Кипр, Мальта и Венгрия). В 2017 году были переданы два ведущих дела/группы дел, касающихся двух государств (Ирландии и Российской Федерации). В 2016 году было рассмотрено шесть ведущих дел/групп дел, касающихся четырех государств (Болгария, Грузия, Румыния и Турция). В 2015 году было рассмотрено два ведущих дела/группы дел, касающихся двух государств (Венгрии и Турции). В 2014 году было рассмотрено семь ведущих дел/групп дел, касающихся четырех государств (Болгарии, Литвы, Польши и Турции). В 2013 году было рассмотрено два ведущих дела/группы дел, касающихся двух государств (Италия и Турция). В 2012 году было рассмотрено одно ведущее дело/группа дел, касающихся одного государства (Венгрия). В 2011 году не было передано ни одного ведущего дела/группы дел.
Переходы к стандартному надзору
В 2019 году 32 ведущих дела/группы дел, касающихся 2 государств (Северная Македония и Греция), были переведены из режима усиленного надзора в режим стандартного надзора. В 2018 году ни одно из ведущих дел/групп дел не было переведено из усиленного надзора в стандартный. В 2017 году пять ведущих дел/групп дел, касающихся трех государств (Болгарии, Боснии и Герцеговины и Российской Федерации), были переведены из режима усиленного надзора в режим стандартного надзора. В 2016 году было рассмотрено четыре ведущих дела/группы дел, касающихся трех государств (Греции, Ирландии и Турции). В 2015 году было рассмотрено два ведущих дела/группы дел, касающихся двух государств (Норвегия и Соединенное Королевство). В 2014 году было рассмотрено 19 ведущих дел/групп дел, касающихся семи государств (Босния и Герцеговина, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Польша и Российская Федерация). В 2013 году было рассмотрено семь ведущих дел/групп дел, касающихся трех государств (Словения, Турция и Российская Федерация). В 2012 году было рассмотрено девять ведущих дел/групп дел, касающихся шести государств (Испания, Республика Молдова, Польша, Российская Федерация, Соединенное Королевство и Хорватия). В 2011 году были переданы четыре ведущих дела/группы дел, касающихся четырех государств (Франция, Грузия, Германия и Польша).
Е. 4. Вклад гражданского общества

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Е. 5. Основные вопросы под усиленным контролем

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

 

Е. 6. Основные государства, где дела находятся под усиленным контролем

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

F. Продолжительность процесса исполнения
F. 1. Основные дела, находящиеся на рассмотрении (к концу года)
Обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Ведущие дела, находящиеся на рассмотрении

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

F. 2. Завершенные ведущие дела
Обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

F. 3. Завершенные ведущие дела – страновый обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

G. Справедливая компенсация
G. 1. Присужденная справедливая компенсация
Общая сумма

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Статистика по странам

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

G. 2. Соблюдение сроков оплаты
Обзор произведенных платежей

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Ожидание информации об оплате

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Ожидание информации об оплате

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Дополнительная статистика
Н. 1. Обзор мирных соглашений и дел «WECL»
(WECL: дела, существо которых уже изучено хорошо устоявшейся практикой суда)
Дружественное урегулирование с обязательствами подразумевает обязательство Государства-ответчика  принять общие меры для устранения и предотвращения подобных нарушений в будущем.

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Н. 2. Дела с устоявшейся судебной практикой и мировые соглашения — страновой обзор

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

 

Достижения применения Конвенции по странам:
АРМЕНИЯ
Продолжительность судебного разбирательства
После принятия стратегической программы правовых и судебных реформ на 2012-2016 годы, направленной на решение проблемы длительных судебных разбирательств, были приняты важные реформы. В 2015 году в Конституцию были внесены изменения, закрепляющие право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, а также право на возмещение ущерба, причиненного решением, действием или бездействием органа государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц. Поправки также предусматривают, что основные права и свободы должны толковаться с учетом прецедентного права Европейского суда.
Впоследствии был принят новый Судебный кодекс, который содержит конкретные критерии оценки разумности продолжительности судебного разбирательства и оценки эффективности работы судей. Новые инструменты оценки предусмотрены в правительственном плане действий на 2019-2023 годы.
Кроме того, был принят целый ряд мер по совершенствованию управления делами в целях предотвращения длительных разбирательств. Дополнительные меры, предусмотренные в проекте Уголовного кодекса, который находится в стадии разработки.
Кроме того, Гражданский кодекс Армении теперь предусматривает возможность истребования как материального, так и нематериального ущерба в случае нарушения основных прав и свобод.
 
Аганикян против Армении (21791/12)
Окончательное решение от 05.04.2018
CM / ResDH (2019)290
БОЛГАРИЯ
Эффективное расследование действий сил безопасности Lack отсутствие эффективного расследования предполагаемого жестокого обращения из-за невозможности идентифицировать сотрудников полиции в масках Европейский суд счел, что сотрудники полиции в масках, задействованные в полицейских операциях, должны демонстрировать анонимные средства идентификации, позволяющие их идентифицировать следственным органам. Поправка к закону О Министерстве внутренних дел, действующая с 1 января 2019 года, предусматривает, что сотрудники полиции, участвующие в специальных полицейских операциях, таких как обыск и выемка, должны носить индивидуальные идентификационные номера. Когда речь идет о сотрудниках спецподразделений, требование явно демонстрировать некую анонимную форму идентификации направлено на предотвращение безнаказанности даже в тех случаях, когда законные интересы безопасности требуют соблюдения конфиденциальности.
Христови против Болгарии (42697/05)
Окончательное решение по делу 11/01/2012
CM / ResDH (2019)236
ХОРВАТИЯ
Доступ к суду
Отказ в доступе в суд по делу о диффамации в связи с чрезмерно формальным толкованием закона О средствах массовой информации
Отказ в принятии исков о диффамации из-за чрезмерного формализма в толковании и применении соответствующих положений Закона О средствах массовой информации был решен путем изменения прецедентного права Конституционного суда и Верховного Суда. С 2014 года Конституционный суд по аналогичным делам постановил, что чрезмерный формализм в применении закона О СМИ равнозначен лишению права на справедливое судебное разбирательство. Эти выводы были поддержаны Верховным судом.
Бувач против Хорватии (47685/13)
окончательное решение от 06.09.2018
CM / ResDH (2019)72
Автоматическое применение принципа, согласно которому сторона оплачивает все расходы, связанные с исками, не удовлетворенными также в ходе судебного разбирательства против государства за компенсацию в связи с жестоким обращением со стороны полиции
Вслед за решениями Европейского суда национальные суды, включая Верховный суд и Конституционный суд, изменили свою прецедентную практику, чтобы избежать автоматического применения норм о расходах. В том же духе в июле 2019 года была внесена поправка в оспариваемое положение Гражданского процессуального кодекса. Таким образом, что касается распределения расходов в случаях частичного успеха, то в настоящее время национальные суды применяют качественный подход, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства.
Клауз против Хорватии и 1 другое дело (38458/15)
Окончательное решение по делу 09/12/2013
CM / ResDH (o2019)296
КИПР
Защита от унижающего достоинство обращения и защита частной и семейной жизни во время одиночного заключения
Что касается материальных условий во время одиночного заключения, то вскоре после того, как решение суда стало окончательным, Министерство юстиции направило директору тюрем инструкции, в которых содержались выводы суда о материальных условиях содержания заявителя в одиночном заключении и указывалось на необходимость улучшения этих условий. Эти инструкции привели к изменению практики, с тем чтобы заключенные, находящиеся в одиночном заключении, имели более широкий доступ к санитарным помещениям, физическим упражнениям на свежем воздухе и регулярному питанию, что отвечает конкретным требованиям суда.
В июле 2018 года в тюремные (общие) правила были внесены поправки. Письма заключенного к членам семьи, коллегам и друзьям или от них могут быть вскрыты, прочитаны и сохранены только при ограниченных обстоятельствах, и заключенный должен быть проинформирован о причинах, лежащих в их основе. Некоторые письма могут не вскрываться и не контролироваться: в частности, переписка между заключенным и его адвокатом, Советом тюрем, КПП Совета Европы или Европейским судом по правам человека.
Заключение в одиночную камеру осуществляется с соблюдением строгих формальных требований, и заключенный сохраняет за собой право отправлять или получать письма, а также право совершать телефонные звонки и принимать визиты от своего адвоката.
Что касается эффективных средств правовой защиты, то закон о тюрьмах, который также был изменен в июле 2018 года, предусматривает, что тюремный совет, отвечающий за рассмотрение жалоб заключенных, отныне является независимым и ни один из его членов не может иметь каких-либо связей с тюремной администрацией. В своей надзорной роли Совет сотрудничает с директором тюрем в целях обеспечения надлежащих условий содержания под стражей, адекватных образовательных программ и надлежащего обращения с заключенными.
Онуфриу против Кипра (24407/04)
Окончательное решение от 07.04.2010
CM / ResDH (2019)86
 
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Защита семейной жизни- Установление отцовства
Невозможность оспорить законное отцовство на основании новых биологических доказательств
Закон О специальном судебном разбирательстве был изменен 30 сентября 2017 года. Новая статья 425а предусматривает возможность возобновления производства по делу об установлении отцовства даже после истечения установленного законом трехлетнего срока. Эта возможность особенно очевидна, если”существуют новые доказательства, относящиеся к новым научным методам, которые не могли быть использованы в первоначальном разбирательстве». В статье уточняется, что решение о признании или отказе в установлении отцовства не влияет на действительность правовых актов, осуществленных в отношении родительских прав и обязанностей до вступления решения в законную силу.
Novotný V. CzechRepublic (16314/13)
решение окончательное от 07.09.2018
CM / ResDH (2019)87
Размещение в доме социального ухода
Отсутствие гарантий против произвольного размещения недееспособных лиц и возможности получения компенсации
Законодательные поправки 2016 года определили условия, при которых опекун недееспособного лица может прибегнуть к его помещению в учреждение социальной опеки. В настоящее время органы прокуратуры имеют право входить в любое учреждение социального обслуживания, беседовать наедине с любым клиентом этого учреждения и получать доступ ко всей документации, с тем чтобы установить, требуется ли судебный пересмотр решения о размещении. В январе 2019 года Министерство труда и социальных дел опубликовало дополнительные руководящие указания для поставщиков социальных услуг и государственных опекунов в соответствии с новым законодательством. До вынесения решения суда новый Гражданский кодекс 2012 года укрепил правовой статус лиц, страдающих психическими заболеваниями, предусмотрев более широкий спектр мер поддержки и определив ограничения дееспособности в качестве крайней меры.
Червенка против Чешской Республики (62507/12)
окончательное решение по делу 13/01/2017
CM / ResDH (2019)273
ЭСТОНИЯ
Свобода выражения мнений — право на получение информации
Ограничения доступа заключенных к интернет-сайтам, содержащим правовую информацию, включая веб-сайт местного информационного бюро Совета Европы.
Закон о лишении свободы был изменен в 2019 году, что позволило заключенным получить доступ к базам данных законодательства и реестрам судебных решений. Доступ остается под надзором тюремной службы, и консультации с веб-страницами, позволяющими осуществлять электронную коммуникацию, запрещены.
В соответствии с решением Европейского суда в декабре 2017 года Верховный суд изменил свою прецедентную практику, потребовав от нижестоящих судов установить факты, оправдывающие любой отказ в доступе, в частности основания, связанные с безопасностью и экономическими рисками.
Калда против Эстонии (17429/10)
Окончательное решение о 06/06/2016
CM / ResDH(2019)109
ФРАНЦИЯ
Свобода слова
Несоразмерное уголовное или дисциплинарное осуждение за клеветническое высказывание и несоразмерная гражданская ответственность за публикацию сведений о частной жизни
Широкое распространение решений Европейского суда позволило лучше рассмотреть критерии, которым следует следовать при любом ограничении свободы выражения мнений, с тем чтобы лучше оценить соразмерность наказаний в этой области. Первоначальная и непрерывная подготовка судей включает в себя целевые программы, связанные с прецедентным правом суда в отношении свободы выражения мнений. Недавняя судебная практика кассационного суда свидетельствует о более четком усвоении критериев, определенных в судебной практике Суда по вопросу о свободе выражения мнений, для оценки соразмерности санкций, налагаемых за сделанные заявления. В нескольких недавних постановлениях, касающихся публичной диффамации, кассационный суд сослался на фундаментальное различие между констатацией фактов и оценочными суждениями, а также на понятие обсуждения общественных интересов. Кассационный суд также принимает во внимание потенциальное сдерживающее воздействие любого ограничения свободы выражения мнений. Рассмотрение прецедентного права суда проявляется также в аргументации кассационного суда и нижестоящих судов по гражданским делам относительно баланса между правом на свободу выражения мнений и правом на уважение частной жизни.
Жан-Жак Морель против Франции и 7 других дел (25689/10+)
окончательное решение по делу 10/01/2014
CM / ResDH (2019)88
ГРУЗИЯ
Право голоса для заключенных
Общий и автоматический запрет на избирательные права заключенных независимо от срока наказания и характера или тяжести совершенного преступления
Избирательный кодекс и Конституция уже были изменены в 2011 году — до вынесения судом своего решения-в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии от 2010 года, которые сами основывались на прецедентном праве суда, чтобы позволить лицам, лишенным свободы за “преступления небольшой тяжести”, иметь право голоса. Чтобы сузить это ограничение, в октябре 2017 года в Конституцию были вновь внесены поправки, которые теперь исключают избирательные права только тех лиц, которые находятся в тюрьме за особо тяжкие уголовные преступления. Учебные мероприятия были организованы в рамках совместных проектов Центральной избирательной комиссии, учебного центра Грузии и Учебного центра пенитенциарных учреждений и пробации.
Рамишвили против Грузии (48099/08)
окончательное решение по делу 31/05/2018
CM / ResDH (2019)49
ГРЕЦИЯ
Справедливость судебного разбирательства-презумпция невиновности
Аргументация / комментарии приравниваются к заявлениям о виновности в судебных решениях об отказе в удовлетворении исков о возмещении ущерба за неправомерное досудебное содержание под стражей (Кабили) и постановлении об освобождении из такого содержания под стражей (Кампанеллис) в 2010 году в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены поправки, предусматривающие недействительность всех уголовных производств в случае нарушения прав подсудимых, включая презумпцию невиновности.
Согласно новым законодательным положениям в 2019 году, все подсудимые, чье право на презумпцию невиновности нарушено, имеют право на компенсацию. Принцип презумпции невиновности был также кодифицирован в Уголовно-процессуальном кодексе.
Кампанеллис против Греции и 2 других дела (9029/05+)
Kabili В. Греция-1 случай (28606/05+)
Окончательные решения были вынесены 21.09.2007 и 31.10.2008
CM / ResDH(2019)176-CM / ResDH (2019)175
Защита имущества-продолжительность судебного разбирательства
Лесовосстановление, осуществляемое на основании старых, устаревших исполнительных решений и отсутствия защиты лиц, которые добросовестно владели или владели землями, в конечном итоге признанными государственными землями, включая отсутствие компенсации
Судебная практика Верховного административного суда в настоящее время соответствует выводам суда. Власти обязаны проводить новую оценку до принятия решения о лесовосстановлении в тех случаях, когда с момента принятия первоначального решения прошло уже много времени. Кроме того, согласно поправкам, принятым в 2003 году, люди, добросовестно владеющие землями в течение 30 лет, могут рассматриваться — при определенных условиях — в качестве собственников в спорах с государством. Этот срок ограничен 10 годами, если соответствующие лица также предоставляют право собственности. Компенсация обеспечивается в случае восстановления лесов на таких землях. Проблемы собственности были тесно связаны с отсутствием Земельной книги. Работа по созданию такого регистра началась в 1995 году. Кадастровые съемки проводились в 1995-2000 годах и вновь в 2008 году на региональной основе. Некоторые регионы (главным образом островные, сельские, горные и лесные районы) все еще нуждаются в инкорпорации. Кадастр планируется завершить к середине 2021 года.
Эта работа в значительной степени поддерживается Европейским Союзом. 24 января 2019 года Европейская комиссия заявила, что Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) инвестирует почти 84 млн. евро в завершение создания системы земельного кадастра, охватывающей еще 4000 муниципалитетов, многие из которых находятся в оставшихся сельских и горных районах.
Папаставру и другие против Греции и 1 другое дело (46372/99)
 окончательное решение от 10.07.2003 и 18.02/2005
CM / ResDH (2019)178
Лишение без какой-либо компенсации имущества лиц, которые добросовестно считали, что они владеют или владеют этим имуществом, поскольку эти земли в конечном итоге были признаны после длительных судебных разбирательств государственными землями
Эти нарушения были тесно связаны с отсутствием эффективной системы регистрации прав собственности и последующими земельными спорами между государством и частными лицами. Общее развитие греческого земельного кадастра описано выше в контексте дела Папаставру. Что касается, в частности, неточной первоначальной регистрации, то закон предусматривает возможность оспорить и исправить запись в течение семи лет с момента регистрации. После этого регистрация будет не подлежащей опровержению. Недвижимость, помеченная знаком «неизвестный владелец», считается государственной собственностью, и возможна только финансовая компенсация. В результате этих событий была решена проблема неопределенных прав собственности.
Насту и другие против Греции и 3 других дела (51356/99+)
окончательное решение по делу 16/04/2003
CM / ResDH (2019)179
Доступ к суду
Чрезмерно формальные положения об уведомлении о постановлениях о сносе зданий
В 2017 году была внесена поправка в правило, согласно которому административное решение, предписывающее/запрещающее снос здания, будет безвозвратно доведено до сведения заинтересованных лиц путем простого размещения законопроекта о сносе здания. Закон теперь предусматривает эффективное уведомление собственников здания. Счета также должны быть размещены в муниципальном или общинном магазине в тот же день и храниться в течение тридцати дней или шестидесяти дней в случае неизвестных владельцев. Если владелец неизвестен, то презумпция осведомленности устанавливается через тридцать дней после уведомления.
Paroutsas and Others v. Greece (34639/09)
окончательное решение от 02.06.2017
CM / ResDH (2019)129
ВЕНГРИЯ
Защита имущественных прав
Непропорционально высокое налогообложение выходного пособия государственных служащих
В январе 2014 года оспариваемая специальная налоговая ставка была снижена с 98% до 75%. Впоследствии Конституционный суд и Европейский суд признали, что новая норма соответствует Конституции Венгрии и Европейской конвенции. Что касается увольнений, произведенных в период с 2010 по 2013 год в рамках оспариваемого режима, то новый закон от сентября 2014 года ввел ретроактивную фиксированную государственную пошлину в размере 40% за 2010 год, 15% за 2011 год, 20% за 2012 год и 25% за 2013 год, с возможностью для физических лиц, затронутых предыдущей схемой, подать запрос в Национальный налоговый орган с требованием вернуть разницу между суммой, уже уплаченной по ставке налога 98%, и суммой, подлежащей уплате по новой схеме. Новое законодательство в 2018 году отменило общее введение специального налога на выходное пособие, так что никакой специальный налог не применяется к любой категории выходного пособия, которая стала подлежать выплате с 1 января 2018 года.
  1. K. M. V. Hungary и 32 других дела (66529/11)
Оокончательное решение по делу 04/11/2013
CM / ResDH (2019)182
ИСЛАНДИЯ
Справедливость гражданского судопроизводства
Отсутствие права на устное слушание в Верховном суде по гражданскому делу, в котором истец отказывается явиться
Была проведена общая реформа судебной системы Исландии, и 1 января 2018 года был учрежден новый апелляционный суд. Он компетентен рассматривать гражданские и уголовные дела по апелляции из окружных судов и может непосредственно заслушивать свидетелей. 21 марта 2019 года в Гражданский процессуальный кодекс были внесены поправки, позволяющие Апелляционному суду и Верховному суду проводить устные слушания даже в том случае, если сторона отказывается явиться или не представила соответствующие документы в установленные сроки.
SúsannaRósWestlund v. Iceland (42628/04)
решение окончательное от 07.07.2008
CM / ResDH (2019)119
ЛАТВИЯ
Продолжительность судебного разбирательства
Чрезмерная продолжительность административного производства
В 2013 году поправки в Закон О судебной власти совместно с Гражданским процессуальным законом уже позволили сторонам подавать ходатайства об ускорении производства по делу. В 2017-2018 годах дальнейшие законодательные, политические и организационные меры (такие как внедрение системы онлайн-мониторинга, возможность передачи дел в суды с меньшей загруженностью дел, территориальная реформа судов и увеличение числа судей) обеспечили более быстрое рассмотрение дел. Что касается продолжительности слушаний, то суды могут ограничить продолжительность состязательных бумаг при условии, что все стороны имеют равные права на самовыражение. Статистические данные свидетельствуют о снижении средней продолжительности судебных разбирательств за последние три года. Этот прогресс был признан Советом Европы-CEPEJ.
Кирьяненко против Латвии (39701/11)
окончательное решение 19.07.2018
CM / ResDH (2019)222 27
ЛИТВА
Защита от унижающего достоинство обращения в контексте пожизненного заключения
Отсутствие какого-либо механизма, предусматривающего возможность пересмотра необходимости содержания пожизненно заключенных после определенного минимального тарифа
Законодательные поправки, вступившие в силу с апреля 2019 года, создали механизм, позволяющий пожизненно заключенным ходатайствовать о пересмотре и замене их наказания на срочное лишение свободы после отбытия минимального срока наказания в размере 20 лет. Были установлены четкие условия и требования, с тем чтобы пожизненно заключенные знали в самом начале своего отбывания наказания, что они должны делать для рассмотрения вопроса об освобождении и при каких условиях, в том числе когда может быть испрошен пересмотр приговора. Этот механизм дополняется доступом к реабилитационным программам и планам, которые разрабатываются с учетом степени риска преступного поведения заключенного, криминологических факторов, поддержания социальных отношений, а также факторов, способствующих социальной реабилитации заключенного.
Матиошайтис и другие против Литвы (22662/13+)
окончательное решение по делу 23.08.2017
CM / ResDH (2019)142
МАЛЬТА
Свобода слова
Уголовное осуждение на основании журналистских заявлений, представленных в вопросном формате и трактуемых национальными судами как констатация факта
В соответствии с предыдущим законодательством Мальты не существовало конкретного определения термина «диффамация». Новый закон О средствах массовой информации и диффамации вступил в силу 14 мая 2018 года в целях укрепления права на свободу выражения мнений. Он ввел понятие «серьезный ущерб» в определение диффамации и декриминализировал диффамацию, так что иски о клевете и клевете могут быть предъявлены только в гражданских судах. Кроме того, он предусматривает возможность передачи судом дела на медиацию. Ответчики могут выдвигать” правдивые “и” честные мнения » защиты, если это заявление касается общественного деятеля или представляет собой вопрос общественного интереса.
Фальзон против Мальты (45791/13)
окончательное решение по делу 20/06/2018
CM / ResDH (2019)122
РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
Свобода собраний-дискриминация сексуальных меньшинств
Запрет на проведение ЛГБТ-демонстраций и отсутствие эффективных средств правовой защиты для оспаривания отказа; дискриминационное отношение к НПО
Была проведена реформа законодательной базы, касающейся проведения публичных собраний и защиты от дискриминации, и соответственно изменена соответствующая административная практика. Были приняты меры по подготовке кадров и повышению осведомленности, в том числе проведены курсы помощи СЕ для сотрудников судебных органов и государственных должностных лиц.
Кроме того, в рамках своей борьбы с дискриминацией Министерство юстиции организовало в марте 2019 года круглый стол с участием многочисленных заинтересованных сторон для обсуждения необходимости совершенствования правовой базы борьбы с преступлениями на почве ненависти.
В ходе своего наблюдения Комитет министров приветствовал отклонение законодательного предложения о запрете “пропаганды гомосексуализма” среди несовершеннолетних. Завершая свое наблюдение за этим делом, комитет настоятельно рекомендовал властям в соответствии с его рекомендацией (2004 год)5 государствам-членам обеспечить, чтобы до начала любого обсуждения в парламенте все законопроекты, в том числе инициированные непосредственно парламентариями, систематически представлялись для экспертного изучения на предмет их соответствия Конвенции и прецедентному праву суда.
Была обеспечена эффективность судебного пересмотра запретов на проведение демонстраций. Таким образом, были введены гарантии для обеспечения принятия решения до начала мероприятия. Если решение не было принято вовремя, то событие считается законным и санкционированным. Эффективность принятых мер была продемонстрирована тем фактом, что НПО – заявитель смогла организовать демонстрации (марши гордости) без неоправданных ограничений в 2016-2019 годах и с адекватной защитой полиции.
Genderdoc-M V. Republic of Moldova (9106/06)
решение окончательное от 12.09.2012
CM / ResDH (2019)239
СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ
Действия сил безопасности и отсутствие эффективных расследований
Жестокое обращение со стороны государственных агентов в контексте операции «тайная выдача» в 2004 году
Правовая база для предупреждения и расследования случаев жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов была коренным образом реформирована после событий этого дела, и на самом высоком уровне был сделан четкий сигнал о нулевой терпимости к жестокому обращению и пыткам со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Были введены более суровые наказания за жестокое обращение/пытки со стороны должностных лиц, а также усовершенствованы процедуры расследования. Были расширены полномочия государственного обвинителя в проведении расследований в отношении неизвестных сотрудников полиции, и теперь прокуроры должны принять решение по уголовному иску в течение трех месяцев.
Была усилена роль уголовных судов в уголовном преследовании за жестокое обращение, и Департамент по борьбе с организованной преступностью и коррупцией был наделен специальной новой юрисдикцией в рамках уголовного суда Скопье. В 2018/2019 годах было проведено несколько специальных учебных мероприятий для прокуроров и судей.
Эффективность этих мер контролируется инспекторами Министерства внутренних дел и усиленным персоналом департамента контроля и профессиональных стандартов. Кроме того, были приняты меры по подготовке кадров и повышению осведомленности, в частности в рамках десятилетнего проекта Совета Европы.
В целях обеспечения более эффективного внешнего надзора за деятельностью разведывательных служб и служб безопасности в октябре 2018 года в рамках государственной прокуратуры было создано специальное подразделение.
Эффективность Национального превентивного механизма (омбудсмена), полномочия которого были дополнительно усилены в 2016 году, была признана КПП в 2016 году.
Эль-Масри против Северной Македонии (39630/09)
Окончательное решение по делу 13/12/2012
CM / ResDH (2019)369
Справедливость судебного разбирательства
Проблемы справедливости в административном судопроизводстве против государства
Согласно новому закону об административных спорах от 2019 года, административный суд обязан провести устное публичное слушание, прежде чем вынести решение. Кроме того, в законе подчеркивается принцип состязательности, и административные суды обязаны предоставлять сторонам возможность ознакомиться с просьбами и представлениями другой стороны в ходе разбирательства и прокомментировать их.
Миткова против Северной Македонии (48386/09)
окончательное решение 15/01/2016
CM / ResDH (2019)195
Тасева Петровска против Северной Македонии (73759/14)
окончательное решение 11/01/2018
CM / ResDH (2019)197
 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Право на жизнь — действия сил безопасности
Нормативные акты, допускающие дискреционное применение огнестрельного оружия для предотвращения побега из воинской части в соответствии с предыдущим законодательством, а именно Уставом гарнизонной и караульной службы, немедленное применение огнестрельного оружия без какой-либо оценки окружающих обстоятельств или какой-либо оценки характера преступления, совершенного беглецом, и угрозы, которую он представляет, были разрешены для предотвращения побега. Указом Президента от 2015 года оспариваемое положение было отменено и заменено новым положением в Уставе военной полиции, предусматривающим, что для ареста лица до применения огнестрельного оружия должны быть приняты все возможные альтернативные меры.
Путинцева против Российской Федерации (33498/04)
Окончательное решение суда от 10.08.2012
CM / ResDH (2019)126
Доступ к суду-иммунитет иностранного государства
Нормативные положения, допускающиеотказ национальных судов рассматривать гражданский иск о невозврате кредита, предоставленного торговому представительству иностранного государства, без какого-либо анализа лежащей в его основе сделки на основе принципа абсолютного иммунитета, были отменены в 2015 году. Новый закон предусматривает, что иностранное государство не имеет иммунитета перед российскими судами по искам, вытекающим из деятельности частноправового характера.
Олейников против Российской Федерации (36703/04)
Окончательное решение суда от 09.09.2013
CM / ResDH (2019)100
Право голоса
Автоматический и неизбирательный запрет избирательных прав заключенных, закрепленный в Конституции
19 апреля 2016 года Конституционный Суд отметил императивный характер российской Конституции и, следовательно, невозможность внесения изменений во внутреннее законодательство, но отметил также, что федеральный законодатель может оптимизировать систему уголовного наказания. В развитие этого постановления парламент 1 января 2017 года внес поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие введение новой категории уголовного наказания в качестве альтернативы содержанию под стражей: общественные работы, которые могут быть назначены за преступление небольшой или средней тяжести или когда тяжкое преступление совершается впервые. Кроме того, реформа также предусматривает возможность замены неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием в виде общественных работ. В соответствии с этим новым режимом лица, приговоренные к общественным работам, могут участвовать в голосовании.
Анчугов и Гладков против Российской Федерации и 1 др. дело(11157/04)
Окончательное решение по делу 09/12/2013
CM / ResDH (2019)240
СЕРБИЯ
Защита от жестокого обращения — действия сил безопасности – отсутствие эффективных расследований-дискриминация
Неспособность защитить от преступлений на почве ненависти (религиозные мотивы)
В 2011 году для повышения эффективности уголовного судопроизводства был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. Она, в частности, передала ответственность за руководство уголовными расследованиями от полиции государственным прокурорам и усилила участие потерпевших. В 2012 году было введено понятие преступления на почве ненависти, и ненависть, в том числе религиозная, стала отягчающим обстоятельством. В 2017 году главный государственный обвинитель издал специальные руководящие принципы судебного преследования за преступления на почве ненависти и принял меры по совершенствованию работы прокуроров по делам о преступлениях на почве ненависти. В соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью были созданы информационные бюро для жертв. Что касается дискриминации в целом, то в 2009 году был принят специальный закон, запрещающий дискриминацию, предусматривающий, в частности, право жертв обращаться за защитой в гражданские суды. Был представлен комиссар по вопросам равенства. Дальнейшие политические и административные меры были приняты в контексте общей антидискриминационной стратегии (2013-2018 годы), специальной стратегии 30 для Рома (2016-2020 годы) и национальной стратегии судебной реформы (2013-2018 годы). Об эффективности принятых мер можно судить по соответствующим статистическим данным. Например, в период с 2015 по 2018 год количество жалоб, основанных на религиозной и политической ненависти, значительно сократилось. Кроме того, Конституционный суд запретил некоторые экстремистские ультраправые организации.
Миланович против Сербии (44614/07)
окончательное решение по делу 20/06/2011
CM / ResDH (2019)365
СЛОВЕНИЯ
Частная и семейная жизнь-право опеки и посещения
Чрезмерная продолжительность судебных разбирательств, связанных с принудительным исполнением прав на содержание под стражей и посещение
В июне 2018 года был разработан новый закон о неконфликтном гражданском судопроизводстве, предусматривающий, что отношения между родителями и детьми должны решаться в рамках неконфликтного судопроизводства. При рассмотрении дел, касающихся защиты наилучших интересов ребенка (в том числе дел об установлении опеки и установлении контактов), для судов и экспертов были установлены строгие сроки. Были приняты специальные меры для обеспечения соблюдения сроков вынесения Временных постановлений о заключении под стражу и доступа к судебным разбирательствам в Люблянском окружном суде. Новый семейный кодекс, действующий с апреля 2019 года, вводит параллельную медиацию, направленную на разрешение семейных споров, которые должны рассматриваться в приоритетном порядке.
  1. I. V. Slovenia (45082/05)
Окончательное решение по делу 13/01/2012
CM / ResDH (2019)68
 
ШВЕЙЦАРИЯ
Доступ к суду
Фиксированный общий десятилетний срок исковой давности, применяемый к искам, связанным с повреждением асбеста, независимо от того, знал ли потерпевший об этом повреждении или нет
В 2018 году общий срок исковой давности по делам, связанным со смертью или телесными повреждениями (в том числе для жертв асбеста), был увеличен до 20 лет (действует с 1 января 2020 года). После проведения в 2015 году круглого стола с участием всех тех, кто прямо или косвенно занимается вопросами, связанными с асбестом, был создан специальный орган-фонд “Фонд компенсации жертвам Асбеста”, который начал функционировать 1 июля 2017 года. Она обеспечивает жертвам асбеста быстрый доступ к нескольким видам льгот, включая финансовую компенсацию.
Howald Moor and Others v. Switzerland (52067/10)
окончательное решение по делу 11/06/2014
CM / ResDH (2019)232
Частная и семейная жизнь
Отсутствие адекватного регулирования негласного надзора со стороны государственных компаний социального страхования в случае подозрений в страховом мошенничестве
В октябре 2016 года, непосредственно после вынесения судебного решения, Швейцарский национальный фонд страхования от несчастных случаев прекратил использование частных детективов в борьбе со страховым мошенничеством. В 2017 году Федеральный суд вынес два ведущих решения, согласно которым актуальность решения Европейского суда не ограничивалась вопросами страхования от несчастных случаев, а распространялась на все сферы права.
В целях обеспечения четкой нормативной базы для возможной негласной деятельности по надзору были внесены изменения в Федеральный закон «О социальном страховании», который вступил в силу в октябре 2019 года. Новые правила устанавливают условия записи изображений и видеозаписей в следственных целях и определяют, какие меры требуют судебного разрешения, а какие-только решения страхового управляющего. Кроме того, поправки предусматривают обязанность информировать заинтересованное лицо и устанавливают общие правила хранения/уничтожения собранных данных.
Вукота-Бойич против Швейцарии (61838/10)
окончательное решение суда от 18.01.2017
CM / ResDH (2019)233
ТУРЦИЯ
Свобода выражения мнений — отказник по соображениям совести
Чрезмерная криминализация критики обязательной военной службы (связанной с отказом от военной службы по соображениям совести/пацифистскими взглядами без подстрекательства к дезертирству) — отсутствие независимости и беспристрастности военных судов
В 2013 году в Уголовный кодекс были внесены поправки, ограничивающие условия привлечения к уголовной ответственности за преступление подстрекательства к немедленному дезертирству или уклонению от обязательной военной службы. Простой критики военной службы уже недостаточно. Представленное новое прецедентное право также продемонстрировало, что национальные суды применяют измененные положения в соответствии со статьей 10 Конвенции, в частности заявляя, что “заявление об отказе от военной службы по соображениям совести не является элементом самого преступления”. Что касается проблем, связанных с независимостью и беспристрастностью военных судов, то они были решены в результате упразднения военных судов в 2017 году и передачи их компетенции гражданским уголовным судам.
Эргин № 6 против Турции и 6 других дел (47533/99+)
Окончательное решение суда от 04.08.2006 г.
CM / ResDH(2019)148
Право голоса при задержании
Невозможность голосовать при задержании и после условного освобождения
В соответствии с прежним Законодательством лишение избирательных прав применялось в Турции автоматически и неизбирательно в соответствии с законом. Решением от 8 октября 2015 года Конституционный суд частично отменил некоторые положения Уголовного кодекса, с тем чтобы осужденные, не находящиеся в местах лишения свободы, могли воспользоваться своим правом голоса и баллотироваться на выборах. Точно так же лицо, находящееся под условным освобождением во время исполнения своего тюремного заключения, может пользоваться этими правами. Последовательными решениями с 2015 по 2018 год Высший избирательный совет пошел еще дальше, решив, что голосовать могут заключенные под стражу, лица, осужденные за преступления, совершенные недобровольно, условно освобожденные, лица, чьи тюремные сроки приостановлены, а также те, кто освобожден условно. Как следствие, только лица, осужденные за умышленные преступления, лишаются избирательных прав в период отбывания ими тюремного заключения.
Söyler V. Turkey и 1 другое дело (29411/07)
Окончательное решение суда от 20/01/2014 года
CM / ResDH(2019)147
УКРАИНА
Защита от жестокого обращения в тюрьме
Регулярная практика проведения обысков с раздеванием в присутствии других задержанных
Тюремные правила были последовательно изменены. Самые последние поправки в 2018 году устанавливают строгие правила проведения обысков с раздеванием: присутствие лиц другого пола в выделенной зоне запрещено; обыски нескольких лиц в одной комнате одновременно также запрещены; любое обследование полостей тела должно проводиться медицинским персоналом. Сотрудники тюрем регулярно проходят специальную подготовку, а также организуются мероприятия по повышению осведомленности о надлежащем поведении во время обысков. Новые правила также предназначены для соблюдения соответствующих стандартов КПП и Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными.
Маленко против Украины (18660/03)
окончательное решение по делу 19/05/2009
CM / ResDH(2019)322
Доступ к суду
Неспособность недееспособных лиц, страдающих психическими заболеваниями, получить пересмотр своего состояния и восстановление дееспособности
После внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс в 2017 году недееспособные лица получили прямой доступ к судам с просьбой о восстановлении их дееспособности, в том числе право оспаривать ранее вынесенные судебные решения. Кроме того, срок действия судебных решений о признании лица недееспособным теперь не может превышать двух лет.
Наталья Михайленко против Украины (49069/11)
окончательное решение 30.08.2013
CM / ResDH(2019)324
Защита имущественных прав
Систематические задержки с возвратом НДС и недобросовестность налоговых органов в таможенных вопросах (в том числе неуважение к res judicata эффекту внутренних судебных решений)
НДС: в качестве первого шага в 2010 году был принят новый Налоговый кодекс, а в 2014 году был введен новый порядок возмещения НДС, а также электронная система администрирования НДС для упрощения возврата НДС. Поправка 2017 года еще больше упростила процедуру возврата НДС и ввела единый публичный реестр всех заявлений о возврате НДС, повысив прозрачность и реактивность системы. Верховный суд параллельно разработал согласованный подход в отношении компенсации задержек с возвратом НДС.
Таможенная халатность: в 2017 году Министерством финансов был установлен новый порядок выплаты компенсации или возмещения ошибочных или ошибочных таможенных сборов. Налогоплательщики должны быть оперативно информированы о допущенных ошибках, а выплаты должны производиться из государственного бюджета в приоритетном порядке.
Постоянные вызовы авторитету судебных решений: Верховный суд принял в октябре 2017 года решение, в котором подчеркивается обязанность фискальных органов уважать res judicata эффект судебных решений, чтобы избежать постоянного повторения четких судебных позиций.
Интерсплав против Украины (803/02)
окончательное решение по делу 09/01/2007
CM / ResDH (2019)321
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Свобода слова
Чрезмерная ответственность за судебные издержки (гонорары за успех) выигравшей стороны в деле о диффамации
Первая схема сокращения расходов по делам о диффамации была введена в действие в 2013 году. Дальнейшие изменения в отношении ответственности за расходы, внесенные в том же году в Закон О правовой помощи, вынесении приговоров и наказании правонарушителей, подразумевающие, что проигравшая сторона больше не обязана выплачивать выигравшей стороне гонорары за успех, не были немедленно осуществлены в отношении дел о диффамации и неприкосновенности частной жизни. Реализация закона в отношении таких случаев началась только в апреле 2019 года.
В соответствии с настоящими Правилами, чрезмерные “гонорары успеха » адвокатов больше не могут быть взысканы с проигравшей стороны в этих случаях. Общий обзор воздействия этого закона в 2019 году позволил сделать вывод о том, что реформы достигли своих целей, включая контроль за расходами.
MGN Limited V. The United Kingdom (39401/04)
решение окончательное 18/04/2011
Решение о справедливом удовлетворении окончательное 12/09/2012
CM / ResDH (2019)307
Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:

Пишите Звоните Пишите на сайте
echr@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма здесь
Следите на новостями нашего Центра с социальных сетях:

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Итоги работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2019 года

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить